ЯПОНСКИЕ КОМИКСЫ

Сегодня Япония сверхсовременное государство, поражающее своими техническими достижениями и устремлённостью в будущее. Японцы создали интереснейшую массовую культуру, гармонично сочетающую в себе и опыт 1500-летней истории, и все новейшие веяния.

И есть нечто, объединяющее всех японцев от мала до велика, школьников и пенсионеров, инженеров и артистов.

Это – манга!

“Манга” – это комиксы, созданные в Японии.

 

“Истории в картинках” известны в Японии с самого начала её культурной истории. Даже в гробницах древних правителей археологи находят рисунки, чем-то напоминающие по идеологии и структуре комиксы.

Распространению “историй в картинках” всегда способствовали сложность и неоднозначность японской письменности. Даже сейчас японские дети могут читать “взрослые” книги и газеты только после окончания начальной школы (в 12 лет!). Практически сразу после появления японской прозы появились и её иллюстрированные пересказы, в которых текста было немного, а основную роль играли иллюстрации.

Первым японским комиксом считаются “Весёлые картинки из жизни животных”, созданные в XII веке буддийским священником и художником Какую (другое имя – Тоба). Это четыре бумажных свитка, на которых изображена последовательность из чёрно-белых, нарисованных тушью картинок с подписями. Картинки повествовали о животных, изображающих людей, и о буддийских монахах, нарушающих устав. Сейчас эти свитки считаются священной реликвией и хранятся в монастыре, в котором жил подвижник Какую.

За почти тысячу лет своей истории “истории в картинках” по разному выглядели и назывались. В 1814 году знаменитый японский график Хокусай Кацусика создал книгу чёрно-белых эскизов, которые он назвал “MANGA” (в переводе буквально - “странные (или весёлые) картинки, гротески”). С тех пор мангой стали называть книги с сериями чёрно-белых рисунков тушью.

С установлением современного государственного строя в 1868 году, в Японии появились и начали активно развиваться такие современные средства массовой информации как газеты и журналы, которые, кроме всего прочего, содержали мангу.

Первые японские журналы комиксов начали издавать два японизировавшихся иностранца – англичанин Чарльз Виргман (журнал “Японский Панч”, начало издания – 1862 год) и француз Жорж Биго (журнал “В стиле Тоба”, начало издания – 1877 год). Оба эти журнала были ориентированы на обширные поселения иностранцев в Японии и выходили, соответственно, на английском и французском языках.

Вскоре японцы стали издавать такой журнал, как “Марумару Тимбун” (начало издания – 1877 год). Он выходил на японском языке. Постепенно новые японские комиксы приобретали всё больший национальный колорит и начали играть значительную роль в культурной жизни общества. Особенно остро воспринимались политические карикатуры, возникшие на фоне подъёма социалистического движения, резко критиковавшего японские порядки.

Первым японским “сериальным” комиксом спостоянными героями стал юмористический комикс Ракутэна Китадзавы “Тагосаки и Макубэ осматривают Токио”, который начал издаваться в 1902 году в журнале “Дзидзи Манга”.

Китадзава прославился тем, что одинаково блестяще рисовал и в европейском, и в японском стилях. Его комикс рассказывал о смешных ситуациях, в которые попадают двое бродяг из далёкой провинции, приехавшие в Токио и никак не могущие разобраться в перестроенном в европейском стиле городе. В произведении Китадзавы отразилось и смятение японцев, испытанное в связи с быстрой перестройкой страны, и готовность освоить все европейские премудрости.

Вскоре издатели японских газет осознали влияние и популярность комикса среди читателей и стали активно заказывать их своим художникам. Первым популярным японским комиксом нового поколения стал серийный четырёхрисуночный (каждый выпуск состоял из четырёх рисунков, рассказывающих одну небольшую историю) “Неунывающий папаша” Ютаки Асо. Он был создан в 1924 году для газеты “Хоти”, чтобы подбодрить пострадавших в ужасном землятрясении 1923 года в регионе Канто, когда был почти полностью разрушен Токио и его окресности и погибло более 120 тысяч человек.

Почти сразу же наиболее популярные комиксы начали собирать и издавать в виде книг (танкобонов). Это была оригинальная идея, сыгравшая ключевую роль в истории японского комикса. Сюжеты манги того времени были, в основном, комедийные и сатирические, в них изображалось и высмеивалось тогдашнее японское общество.

В 30-е годы в массовой культуре Японии усилились милитаристские настроения. Популярная манга этого времени – “Приключения Данкити” (1933 – 1939) Кэйдзо Симады – рассказывала о предприимчивом пареньке, который попал на остров в Тихом океане и научил местных дикарей поклоняться японскому флагу (символу власти императора) и давать отпор иностранным захватчикам.

Ещё одна манга 1930-х годов - “Быстрый Таро” Сако Сисидо – была создана под явным влиянием американских комиксов и боевиков. Её главный герой – маленький мальчик, который путешествует по всему миру, сражаясь с международным заговором. При этом он водит машины, летает на самолёте и даже прыгает с парашютом.

Отметим, что многие детские комиксы этого времени были цветными, поскольку получали дополнительное правительственное финансирование. Ни до того, ни после цветные комиксы в Японии не доминировали и даже не составляли сколько-нибудь существенной части рынка.

С 1937 года, когда Япония начала интервенцию в Китай, на читателей буквально обрушился поток комиксов агитационного содержания. Осознавая значение такой пропаганды, правительство не только координировало, но и финансировало её создание. Был создан “Новый японский союз создателей манги”, печатный орган которого, журнал “Манга”, регулярно выходил до самого конца войны – даже в периоды отчаянной нехватки бумаги.

Несколько вдали от политической жизни оказался выход в 1940 году первого японского научно-фантастического комикса – “Путешествие на Марс” Таро Асахи и Нобору Осиро. Он рассказывал о маленьком мальчике, который во сне вместе с собакой и кошкой отправился на космической ракете к Марсу. Комикс был нарисован в три цвета, в нём подробно показывались марсиане и ракеты, и даже были вклеены настоящие фотографии Луны.

В 1943 году Рюити Ёкояма в журнале “Манга” опубликовал фантастический комикс “Воин науки приходит в Нью-Йорк”. В нём впервые была предложена концепция “огромного боевого робота”, буквально давившего как тараканов ненавистных врагов. Идея “гигантского робота” сыграла ключевую роль в последующей истории манги.

В 1947 году Матико Хасэгава начала печатать в газете “Асахи симбун” один из самых известных комиксов в истории Японии - “Госпожа Садзаэ” (1947 – 1974). Он рассказывал историю простой японской девушки Садзаэ и её семьи, с юмором пытающихся сначала пережить тяжёлые времена оккупации, а затем найти своё место в жизни в период подъёма экономики страны. Оптимизм этого произведения пришёлся по сердцу японцам, и “Госпожа Садзаэ” до сих пор входит в число наиболее популярных в Японии книг.

В течение 7 лет после поражения Японии во Второй Мировой войне не было выпущено ни одной манги на историческую тему. С прилавков исчезла манга, описывающая события на поле боя, столь популярная в военный период. Причиной тому было ограничение на свободу слова, навязанное американскими оккупантами. Это ограничение кроме всего прочего предусматривало запрет на выпуск и распространение книг, театральных постановок, фильмов и манги, в которых присутствовали темы самураев, боевых искусств или японских вооружённых сил. Подписание в 1952 году Пакта Мира в Сан-Франциско положило конец этим запретам и у японцев снова появилась возможность наслаждаться мангой на исторические и военные темы.   

Иностранные и европейские читатели часто находят процесс чтения японской манги очень похожим на просмотр фильма. Такое описание стало широко распространено среди поклонников комиксов сразу же после первого выпуска в 1947 году манги “Новый Остров Сокровищ” Осаму Тэдзука.

Город Осока в те годы переживал бум чёрно-белых комиксов, которые издавались на грубой бумаге низкого качества и стоили невероятно дёшево. Издатели практически ничего не платили художникам, но зато позволяли им любые эксперименты. Не упустив своего шанса, двадцатилетний Тэдзука, в те годы – студент медицинского факультета и выпустил свою мангу.

Это была настоящая революция в мире японских комиксов. Создавая его, Тэдзука применял в манге “кинематографические” приёмы работы с изображением – показ действия с разных точек зрения, крупные планы, “растягивание” одной сцены на несколько рисунков, активное использование звуковых эффектов.

Успех превзошёл все ожидания. Число проданных экземпляров перевалило за 400 тысяч. Тэдзука немедленно предложили работу несколько известных токийских детских журналов. В журнале “Манга сёнэн” он начал публиковать мангу “Император джунглей” (1950 – 1954), а в журнале “Сёнэн” - мангу “Посол Атом”, вскоре переименованную в “Могучий Атом” (1952 – 1968).

У Тэдзука появилось множество последователей, в лице огромного количества мангак нового поколения. Среди последователей были и такие, которые писали для людей своего возраста (от 18 до 22 лет), реалистически изображая жестокость и безжалостность буржуазного общества. Из-за того, что эти авторы предпочитали использовать шокирующие изображения, им было отказано в публикации большинством токийских журналов. Такого рода комиксы появлялись в журналах, публикуемых издательскими домами в Осаке и Нагое или же мелкими фирмами.

Во второй половине 60-х годов появилась манга, предназначенная удовлетворять потребности и вкусы студенческой аудитории. Нет нужды говорить, что нарождающееся студенческое движение с радостью воспроняло новое средство массовой информации.

В 60-х годах произошёл взрыв интереса к историям о ниндзя, в которых группировки ниндзя, обладающих сверхъестественными способностями, участвуют в схватках между могущественными феодалами.

Одной из самых известных личностей на небосклоне исторической манги является Сирато Санпэй. (Кстати, его отец художник Окамото Токи симпатизировал коммунистической партии). Манга Ситаро Санпэя затрагивала глобальные темы и как следствие продолжалась в течение многих томов. В ней с высоким качеством и художественностью были показаны классовые противоречия в Японии позднего средневековья, борьба между организациями и личностями, отношение представителей Восточной Азии к жизни и смерти. Такого рода манга далеко опередила своих современников как по теме, так и по выразительной технике. Наиболее известной работой Ситаро того времени является “Хроника войн ниндзя: Леганда о Кагемару”. Работы Ситаро имели огромную популярность среди студентов и интеллектуалов.

В 1970-х Осаму Тэдзука начал создавать мангу на исторические и политические темы.

В течение 70-х годов манга, как средство выражения переживала период бурного развития. Феномен популярности комиксов в Японии привлёк внимание издателей, по своим интересам крайне далёких от создания развлекательного чтива. Первыми новые приёмы освоили историки, создавшие школьные учебники, содержание которых становилось легко доступным даже для самого отсталого. Затем появились манга-варианты книг из серии “Жизнь замечательных людей”. В виде комиксов исполнены биографии китайских императоров, Мао Цзедуна, Ленина и др.

В это время в журналах для бизнесменов появилась так называемая “академическая манга”. Она не обязательно имела законченную сюжетную линию, тем не менее главные герои в ней показаны прикладывающими усилия к изучению происхождения различных видов еды, напитков и праздников, вкупе с различными анекдотами по теме.

Лёгкость усвоения материала, изложенного в картинках, поражает. Учитывая это, японские издатели приступили к выпуску сериала учебников “Манга – Введение в Японскую экономику” (1986). Сложные экономические понятия раскрылись художниками манга в конкретных ситуациях как любопытный приключенческий сюжет. Любую книгу из этой серии можно было перелистать за час-два. При этом в голове оставались чёткие формулировки экономических законов, схемы маркетинга, принципы взаимодействия рыночных механизмов.

Но это не предел для возможностей манга. Строительная фирма “Тайсэй” выпустила для своих рабочих комикс-инструкцию по применению новой технологии в строительстве многоэтажных зданий из железобетона. Страховая фирма “Самитомо” подготовила манга-вариант комментариев к сложным случаям определения величины страховых выплат при дорожно-транспортных происшествиях. А машиностроительное предприятие “Марудзюн” воспользовалось услугами художников манга для создания нового каталога запасных деталей. Герой этого произведения, представляющий интересы “Марудзюн”, посещает различные предприятия и учреждения, где знакомит клиентов с особенностями новой техники.

В то же самое время, правительственные агенства начали применять мангу в качестве инструмента по связям с общественностью. В дальнейшем все эти направления были объединены под общим названием: “информационная манга”, которую также иронично называют “образовательная манга для взрослых”.

Японская культура комиксов, безусловно, самая развитая и разнообразная в мире. При этом она во многом  отличается от других национальных культур комиксов.

В послевоенный период великий Осаму Тэдзука своими работами совершил настоящую революцию в мире манга и, вместе с учениками и последователями, сделал манга основным направлением массовой культуры.

Манга практически всегда чёрно-белая, в цвете рисуются только обложки и отдельные иллюстрации. Большая часть манга – это сериалы “с продолжением”, печатающиеся в газетах или (чаще) в еженедельных или ежемесячных журналах. Обычный объём порции сериала в еженедельном журнале – 15-20 страниц. Популярная у читателей манга переиздаётся в виде отдельных томов (танкобонов). Существуют, разумеется, и короткие манга-рассказы, и манга, сразу изданные в виде танкобонов.

В мир манга втянуто практически всё население Японии. Журналы комиксов можно встретить повсюду – в парикмахерской и в приёмной у врача, в метро и в пригородных электричках, в рабочих столах служащих и на кухнях рядом с поваренными книгами. Десятки названий на выбор предлагают книжные магазины и газетные киоски. Для всех, кто не мыслит себя иначе без любимого чтива, круглосуточно работают автоматы по продаже манга. Если исходить из того, что в стране ежегодно издаётся более миллиарда экземпляров манга, то на каждого взрослого и ребёнка приходится по 10 журналов, а на семью – около 27. Но сами по себе эти цифры ещё не отражают масштабов повального увлечения комиксами. Ведь многие, перелистав свежий выпуск, оставляют его на сиденье автобуса, на багажной полке поезда, на столике в кафе. И к отброшенным манга тут же тянутся руки нового читателя.


Rambler's Top100

© В.В. Харитошкин, 2003

назад

Hosted by uCoz