|
КОМИКСЫ В
ЕВРОПЕ.
ИТАЛИЯ.
В Италии
комиксы называют “фаметти”.
В 30-е
годы ХХ века по патриотическим соображениям власти Италии запретили печатать
американские комиксы. Тогда газеты, зарабатывающие неплохие деньги на
перепечатке рисованных историй, создали национальные по духу комиксы на
привычные читателю американские мотивы.
К
перекладыванию американских комиксов на итальянский лад привлекли молодого
Федерико Феллини, тогда пробовавшего себя как журнального иллюстратора.
Позже, в
1944 году, в освобождённом союзниками Риме, умение рисовать спасло будущего
лидера элитарного кино от нищеты. Феллини пробавлялся продажей своих карикатур
по индивидуальным заказам. И такое увлечение простенькими рисованными историями
углубило его восприятие действия, как последовательности самостоятельных и
завершённых по своей сути картин, сцен, кадров.
В 1965
году в итальянском городке Бордигере в тридцати километрах от Монте-Карло
впервые был открыт “Международный салон комиксов” – большая ретроспективная
выставка, где состоялись встречи, беседы, дискуссии.
На форум
съехались художники, писатели, кинорежисёры, издатели, социологи, психологи,
критики и журналисты из Италии и Франции, Бельгии и ФРГ, Испании и США, Англии,
Швеции, Уругвая… Всех их объединяло одно: интерес и причастность – творческие,
научные или чисто коммерческие, деловые, профессиональные или просто
любительские – к комиксам и ко всему, что с ними так или иначе связано. И не
удивительно, что знаменитости этого жанра вроде Эла Кэппа, Ли Фолка и Поля
Жиллу привлекли внимание собравшихся не менее, чем приехавшие в Бордигеру
Федерико Феллини и Ален Рено.
На
встречах много говорили о том, что художник, создающий комиксы, достаточно
свободен. Но это была лишь отчасти правда. Знаменитый американский рисовальщик
Альфред Андриола задумал цикл комиксов, посвящённых революционной Кубе. Стена,
воздвигнутая негласной цензурой, оказалась настолько высокой, что создателю
комиксов, получивших мировую известность, не удалось найти себе издателя.
На
дискуссиях в Бордигене было принято за аксиому, что создатель комикса свободен
лишь постольку, поскольку он остаётся “незавербованным”, то есть не участвующим
в политической борьбе, не занимающим определённой политической позиции.
Но сами
комиксы, однако, в подавляющем большинстве своём не несут в себе этой столь
громко декларируемой “незавербованности”. Герои их, как правило, “завербованы”,
и притом сам характер их “завербованности” заметно меняется в соответствии с
изменениями общего политического курса. Ведь уходил же Тарзан во время войны на
фронт воевать против Гитлера, ведь боролся Бэтман в годы “холодной войны” с
коммунизмом, ведь бомбил Стив Кеньон в американских комиксах мирные деревни
Северного Вьетнама…
В 80-е
годы фильмы Федерико Феллини превратились в основу для создания в Италии новой
серии интеллектуальных комиксов по Феллини и о Феллини. Его кинообразы
вдохновили на серию комиксов одного из известных в Италии профессионалов этого
жанра Мило Манару.
В 1986
году маэстро написал фантастическую историю “Путешествие в Тулум”. Сюжетной
основой стала поездка Феллини в Мексику для сбора натур для будущих съёмок.
Проиллюстрировать эти приключения маэстро предложил Манару.
Комиксы
Феллини-Манары печатались более двух лет. В 1989 году была опубликована их
последняя часть.
Сам
Феллини вновь погрузился в мир “приключений бумажных кукол”, как он назвал
комиксы, с ностальгическим восторгом: “Я думаю, что комиксы могут щедро
поделиться с миром кино персонажами, сюжетами, своей специфической
сценографией”.
Общение с
маэстро не прошло бесследно и для самого Мило Манары. Раскадрировав на бумаге
знаменитые сцены из фильмов Федерико, Мило вдруг почувствовал в себе
непреодолимую тягу к перенесению на экран собственных комиксов.
ГЕРМАНИЯ.ГЕРМАНИЯ.
В Германии
комиксы называют “пикколос”.
Первые
“пикколос” – тетради размером с горчичник начали выходить в Германии после
Второй мировой войны. Большей частью это были переиздания итальянских и
бельгийских серий.
Так как
после войны Германия разделилась на две части – Западную (ФРГ) и Восточную
(ГДР), то стоит сказать об основных художниках как с той, так и с другой
стороны.
Первый
оригинальный немецкий комикс в ФРГ появился в 53-м году – им стал нарисованный
Хансруди Вешером белокурый рыцарь Зигурд, неизменно занятый спасанием принцесс,
поиском таинственных сокровищ и защитой слабых.
Вишер
нарисовал более тысячи комикс-историй. Он и сам ещё до второй мировой войны был
фанатом комиксов, и когда появилась возможность, начал их сам рисовать. В свои
лучшие годы Вишер рисовал до пяти “историй” в неделю. Каждая “история” – около
пятнадцати страниц (примерно 60 картинок).
Кроме
Зигурда, Вишер создал и других культовых героев немецкого комикса: это Аким –
что-то вроде Тарзана, он живёт в джунглях и защищает зверей от злых людей,
затем Тибор, тоже рыцарь, вроде Зигурда, и наконец, Ник – он появился в 57-м
году, когда Советский Союз запустил в космос первый спутник. Собственно, имя
“Ник” – это сокращение от слова “спутник”. Ник странствует от планеты к планете
и борется с тёмными силами космоса.
Каждая
история развивалась в тачение нескольких месяцев, по понедельникам в немецких
киосках появлялась очередная тетрадка с продолжением. Популярные комикс-серии –
такие как Зигурд или Ник-Спутник – расходились тиражами до ста тысяч
экземпляров.
Что же
было в ГДР? Знаменитый комикс “Мозаика” и трёх главных действующих лиц –
кобольдов по имени Диг, Даг, Дигидаг придумал Ханнес Хеген.
В марте
1955 года молодой художник-график Ханнес Хеген взял огромную папку с эскизами и
рисунками и отправился в молодёжное издательство “Нойес Лебен” (Барлин, ГДР) к
Бруно Петерсону, который в то время тоже подумывал о включении историй в
картинках в программу издательства, которым он руководил.
Они
договорились. Так родилась “Мозаика Ханнеса Хегена”. Первый выпуск появился 23
декабря 1955 года, затем раз в квартал были выпущены ещё шесть книжечек.
Публика с воодушевлением приняла первые выпуски “Мозаики” и руководство
издательства предложило Хегену выпускать “Мозаику” ежемесячно. Для этого
издательство приняло на работу новых творческих сотрудников и оборудовало
специальную студию. Под художественным руководством Ханнеса Хегена с июля 1957
года “Мозаика” стала выходить ежемесячно. С января 1960 года выпуск “Мозаики”
взяло на себя издательство “Юнге Вельт” (Берлин, ГДР). За 20 лет Ханнес Хеген с
помощью своей жены Эдит, которая создавала фигурки, и своих сотрудников создал
223 выпуска “Мозаики”. В 1975 году он отошёл от этой работы. Но в 90-е годы
Хеген от всей души приветствовал возрождение своего детища в виде книг и
мультфильма.
Ещё одна
настоящая знаменитость в немецком комикс-мире – это Норберт Хедке. Раньше
комиксы считались однодневным явлением, как газеты. Оригинальных рисунков, с
которых печатались “пикколос” и полнометражные рассказы, почти не сохранились.
Поэтому Хедке решил основать издательство “Норберт Хедке ферлаг”, в котором
начали выходить репринтные издания знаменитых комикс-серий прошлого. Он же
около двадцати лет подряд издаёт единственный немецкий журнал для любителей комиксов
– “Шпрехьблазе”(“Говорящий пузырь”), через который коллекционер может объявить
розыск недостающей тетради. И, как правило, совместными усилиями раритет бывает
обнаружен. Кроме журнала и репринтов, Норберт Хедке издаёт ежегодный каталог
комиксов – настольную книгу каждого коллекционера.
Комиксами
немцы увлекаются серьёзно.
Раз в
полгода, в Кёльне проходит крупнейшая в Германии “комикс-биржа” – всегерманский
съезд любителей комиксов. В течении одного дня в одном из городских залов
коллекционеры и любители продают и покупают старые и новые тетради с комиксами,
обмениваются опытом и коллекционными объектами, общаются, вспоминают прошлое и
строят планы на будущее.
А патриарх
немецкой комикс-общины Зигмар Ванцель написал фундаментальное исследование
истории немецкого комикса аж в десяти томах!
© В.В.
Харитошкин, 2003