КОМИКСЫ В ЕВРОПЕ.

В комиксах обнаруживают глубочайший философский, эстетический, социологический, психологический смысл, которого не замечали прежде. Вот как, например, оценивает комиксы французский еженедельник "Ар": "Долгое время рисованные полосы служили лишь тому, чтобы позабавить детишек. В наши же дни ими увлекаются и взрослые. Не тоска по невозвратной поре и не воспоминания о прошлом заставляют взрослых обращаться к комиксам. Взрослые любят рисованные полосы, их содержание, ибо последние являют собой современный способ изображения мечты, соединение пластического образа и слова, проникновение фантастического в повседневность. Они наряду с рекламой, приключенческими фильмами, научной фантастикой принадлежат к тому же миру образов, в котором рождаются новые мифы нашей эпохи... И социологи изучают рисованные полосы как верное отражение сущности нашей цивилизации, говорящее о бессмертии древнейших мифов, этих проекций человеческого подсознания, и о появлении на свет наряду с ними "легенды о грядущем" - космической по замыслу, по масштабам".

 
Как вы знаете, прообраз комиксов можно найти в весьма отдалённом прошлом и у разных народов. Исследователи ссылаются как на древнеегипетские иероглифы, так и на средневековые иллюстрации к житиям святых.

Предшественники современного комикса существовали и в Европе. Даже американские исследователи комикса это признают. Протокомиксами в Европе считают французские и английские политические карикатуры конца XVIII - начала XIX века.

Протокомиксы обнаружены в творчестве женевского художника Рудольфа Тёпфлера. В 1827 году Тёпфлер создал для детей, которым преподавал в пансионате, настоящую, по его выражению, "литературу в эстампах". Это были забавные рассказы с картинками и текстом, которые Тёпфлер рисовал и писал по принципу автографии: рисунки шли сразу же друг за другом слева направо - их предполагалось смотреть, как читают по писаному, - а сопровождающий их текст следовало писать от руки. Тёпфлера причисляют к "изобретателям" комикса, поскольку он первым создал для автографии теоретическую основу - "Опыт физиогномики" (1845).

В эпоху расцвета печатной иллюстрации, со второй четверти XIX века, дань "рассказу в картинках" отдали мастера графики, среди них - и будущий знаменитый фотограф Надар, и Доре, который привлёк в эти рассказы русскую тему - "История Святой Руси" (1854).

  До сих пор в Европе популярен немецкий иллюстратор Вильгельм Буш. Он создал детские книги в стихах о домашних птицах "Макс и Мориц" (1865), где рисунки обладают самостоятельной повествовательной функцией.

Современный вид комикса появился в тоже время, что и кино. В конце XIX века мини-истории в картинках начали регулярно публиковать на последних страницах газет. Кино было сильно ограничено в своих технических возможностях - авторы комиксов могли тут же реализовать продукт своей фантазии. Кино было немым - комикс умел говорить. Кино было чёрно-белым - комикс цветным...


БЕЛЬГИЯ И ФРАНЦИЯ

Во Франции комиксы называют les bandes dessinees. Франко-бельгийский комикс - второй, после американского, по значимости в мире.

"Уважаемый месье и друг, я хочу предложить вам одно дело, которое, по-моему, может заинтересовать "Фигаро", - так начиналось письмо, направленное Эманнуэлем Пуаре главному редактору газеты "Фигаро" 20 июля 1894 года. - У меня появилась идея создать новый жанр - роман в картинках. Такого ещё не было. Между картинками - никакого текста". Роман в картинках "Маэстро" - история пианиста-вундеркинда, - планировалось выпустить на 360 страницах!

Выдающийся французский карикатурист XIX века Эманнуэль Пуаре работал в области политической карикатуры и известен под псевдонимом Каран Даш.

Недавно директор Национального центра комиксов во Франции Тьери Гронстэн добился издания незавершённого романа о маленьком пианисте, этого революционного произведения по существу одного из родоначальников современного жанра комиксов.

Комикс широко зашагал по Европе в конце 20-х годов XX века, когда молодой бельгиец Жорж Реми под псевдонимом Эрже создал ставшего знаменитым во многих странах мира героя-подростка Тентена и его преданную собачку Милю. Канон Эрже был прост: жизнеподобный сценарий с использованием новейших научных открытий (метод Жюля Верна), путешествия в экзотические страны (Тентен в 30-е годы посетил и Советский Союз), незамысловатый рисунок и легко читаемый текст. Эрже стал законодателем системы, из которой развилось в дальнейшем искусство европейского комикса.

В 1943 году в Париже возник комиксовый журнал "Отважный" с подзаголовком "Журнал современной молодёжи". Журнал проповедовал культ силы, и после освобождения Франции был закрыт.

В 50-е годы комиксы во Франции служили развитию кругозора подростков, знакомили их с историей.

Всякое искусство создают не только авторы, но ещё и знатоки, собиратели, музеи и библиотеки. С начала 60-х именно Бельгия и Франция стали собирать, изучать, теоретизировать и художественно издавать графическую литературу. Возникли ласкающие культурное ухо названия - Центр по изучению графической литературы, Общество исследования рисованной литературы, курс изучения паралитературы и т. п.

В 1962 году французский кинематографист Франсис Лакассен основал "Клуб рисованных полос", который поначалу объединял интеллигенцию, значительная часть которой пользовалась нонконформистской репутацией и составляла, так сказать, "культурную оппозицию" тому беспринципному коммерциализму в деле изготовления и распространения комиксов, который господствовал в издательской практике. Эта интеллигенция ратовала за то, чтобы издание комиксов брали в свои руки люди мысли, сознающие свою ответственность за судьбы культуры. Её в той или иной мере поддерживали также вступившие в "Клуб" французские промышленники, издатели, финансисты, которых не устраивал захват Соединёнными Штатами абсолютной монополии на рынке комиксов" и которые стояли за распространение, в противовес американским, "отечественных комиксов". "Клуб рисованных полос" приступил к изданию собственного еженедельника "Жифф уифф".

Затем во Франции появилось соперничающее с "Клубом" "Добровольное общество" по изучению комиксов с собственным журналом "Монго". Оно возникло при поддержке могущественного американского треста "Кинг фичер синдикат" и приступило к укреплению и расширению своих связей с американцами.

И, наконец, издательство Филиппаки и крупный французский издательский концерн "Опера мунди" начинают совместную борьбу за вытеснение американских комиксов с французского рынка и одновременно яростную войну между собой за монополию на комиксы не только во Франции, но и во всей 3ападной Европе.

В этих сложных условиях подлинная культурная оппозиция становится делом всё более трудным, нонконформизм большинства "бунтарей", намеревавшихся реформировать комикс, полностью утратил заряд какого бы то ни было протеста.

В 1967 году в Париже в Лувре прошла выставка "Комикс и повествовательная изобразительность", приведшая к горячим спорам между сторонниками и противниками комикса.

Испанский журналист Альберто Рока в статье, опубликованной в журнале "Реалидад" заметил: "Нет никакого сомнения в том, что в нынешних идеологических боях, а, также учитывая определённые настроения масс и их уровень интеллектуального развития, комиксы в капиталистическом мире становятся сильнодействующим оружием".

В 60-е годы в Западной Европе комикс был призван левыми на службу социальной революции. В Италии Р.Марсенаро сделал комиксовое переложение "Коммунистического манифеста" К.Маркса, используя идеи "Окон РОСТА" В.Маяковского. Во Франции во время майских событий 1968 года комикс взял на себя функцию листовки и прокламации. Дух бунта и сопротивления обществу потребления породил новый тип комиксовых журналов: сатирические "Хара-Кири", "Эхо Саванн" и фантастический "Ревущий Металл". Звёздами комикса стали Ж.Тарди, К.Бретешер, Волынский и другие, шокирующие "хороший вкус", тяготеющий к китчу. Их излюбленный приём - орфографические ошибки, плохой, вызывающе неграмотный язык, использование ругательств. В этих сатирических комиксах, положительным героем которых стала ирония, чётко была обозначена воля к переменам.

Очень многие прогрессивные, в том числе коммунистические, издания западных стран стали регулярно помещать на своих страницах комиксы как для популяризации классических произведений, лучших образцов приключенческой литературы, так и для создания "рассказов" о похождениях комических и фантастических персонажей.

Сегодня лучшие в мире комиксы для детей делают в Бельгии и Франции. Они издаются в твёрдом переплёте, на мелованной бумаге и изобилуют роскошными иллюстрациями.

Италия Германия
Rambler's Top100

© В.В. Харитошкин, 2003

Hosted by uCoz